Годовщина кончины архиепископа Амвросия (Щурова)

8 ноября исполнилось год с момента кончины архиепископа Амвросия (Щурова). В этот день митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Шуйский и Тейковский Матфей в сослужении духовенства совершили Божественную литургию и панихиду в Преображенском храме города Иваново.далее...

3 апреля 2014 г.

О лествице преподобного Иоанна


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Евангелие повествует нам о том, как был исцелен бесноватый. Господь исцелил его,  изгнав беса, который долгие годы мучил истязаемого, не по его собственной просьбе, но по просьбе его отца. Ибо отец говорит  Господу следующие слова: «Учитель, я привел к Тебе  сына моего, одержимого духом немым;  где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». И далее этот отец говорит о том, что он уже обращался к апостолам с просьбой помочь, но и они не смогли исправить бесноватого отрока. И вот Господь,  видя немощь человеческую и видя злобу бесовскую,  говорит: «О роде развращенный и неверный!  Доколе буду с вами, доколе терплю вы?!».  Конечно, Господь не нам, грешникам, выражает свое недовольство -  что Он с нами, что Он терпит нас, но Он возмущается бесами, которые развращают и  губят человеческий род.
Действительно, сколько несчастий, сколько бед, сколько скорбей происходит с нами по причине того, что бесы, завидуя  людям, желают смерти и погибели -  и телесной, и душевной  — каждому из нас. Известно много случаев, когда люди, которые поддавались силе бесовской, служили бесам, увлекаясь разного рода магией, колдовством и эзотерикой, доходили до состояния умопомрачения - и тогда бесы толкали этих людей на самоубийство. И, слава Богу, если Господь находил в сердце этого человека хоть малую толику веры, веры истинной, тончайшую нить к сердцу этого человека, чтобы человек одумался, вразумился  и не совершил над собою этого страшного греха, чтобы не погубил душу свою самоубийством. Но сколько происходит случаев, когда именно  так и  случается. И вот Господь спрашивает у отца этого бесноватого отрока: «Как давно это сделалось с ним?», и тот отвечает: «с детства». Многократно дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его. Даже в бесновании, даже когда человек уже не контролирует себя, бес стремится убить его. Такова ненависть к роду человеческому  у бесов, что даже когда человек не добровольно уходит из жизни, когда человек не отвечает за свои действия  -  все равно бесы стремятся погубить и душу, и тело человека. Вот такая ненависть у силы бесовской по отношению к нам, к роду человеческому. И Господь не спрашивает этого бесноватого отрока ни о чем, но спрашивает  его отца: «если сколько-нибудь  можешь веровать -  все возможно верующему»,- т.е. не только Господь  должен совершить чудо, не только Господь может все сделать - требуются хотя бы малые усилия и от нас. Требуется, чтобы и мы с вами  своей верой, своим благочестием, своей молитвой призвали Божию силу и приняли Божию благодать в свое сердце. Также по вере нашей может совершиться и исцеление наших близких, и сродников  -  тех, о ком мы молимся, но очень желательно, чтобы и они  сами приложили веру, и усердие, и молитву,  иначе помощь эта  может не принести  им пользы. В другом  месте Писания Господь  говорит о том,  что из бесноватого может выйти бес,  но затем,  пригласив многих других бесов,  вернуться снова. И, видя, что нет благодати в этом человеке, что человек пуст, вселится вновь вместе со своими подельниками! Поэтому-то часто не происходят исцеления от тяжких недугов пьянства и прочего; вроде бы Господь должен помочь, ведь мы столько молимся о людях заблуждающихся, о многих болящих, прежде всего о пьющих, и вроде бы Господь должен помочь, мы сколько молимся о людях заблуждающихся, о многих болящих, о пьющих прежде всего,  и вроде бы Господь  мог бы их исцелить, но если эти люди сами останутся пусты,  то бесы найдут иной путь к погибели этих людей. Сколько людей пьющих, приносящих,  конечно, несчастье близким, но людей добрых, несчастных,  кающихся,  осознающих свое греховное состояние, после того как  бросили пить, но не стали верующими,  не стали молиться,  не стали каяться, не стали ходить в Божий храм,  впали в гордыню, в самомнение. Сколько браков было разрушено уже после того, как супруг перестал пить, исправился, начал работать, обеспечивать семью, но с человеком происходит что-то другое - и семья распадается. Не всегда полезно исцеление, потому что то, что мы видим, и то, что есть на самом деле -  не одно и то же.  Мы не видим мира духовного, не видим бесов, окружающих нас, не знаем, что может произойти с нами в том или ином  случае. Лучше уповать на Господа, просить о Божией  милости, о Божией воле, и тогда не будем разочарованы в том, что Господь не совершил  то или иное, потому что Господь  все слышит, все видит, все знает и всегда готов помочь, но не всегда Его помощь принесет пользу. Ведь далеко не всякий человек  готов жизнь свою посвятить Богу.  Господь обещает покой тем, которые придут к нему, труждающиеся и обремененные. Но Он это обещает пришедшим, а не тем, кто, получив Божию благодать, тотчас отойдет от Господа. И вот был исцелен этот отрок и ученики Христовы - апостолы спрашивали, почему же они не смогли изгнать демонов. И тогда Господь  отвечает им: «Сей род не может выйти иначе,  как от молитвы и поста». Здесь Господь говорит о маловерии. Не раз мы рассуждали о том,  что именно молитвой и постом укрепляется наша вера. Пост есть именно воздержание, и оставшееся время поста нужно использовать с пользой - усерднее молиться и строже следить за своим поведением: за своими глазами, словами, ушами, и по мере сил воздерживаться от той  пищи, которая не положена во время поста. Если здоровье не позволяет поститься, то можно воздерживаться только от некоторой части пищи, но все должно быть в меру. Однако же нужно помнить, что, хотя мера любому посту есть, это должна быть мера, а не безмерие. Нельзя совершенно отказаться от поста, потому что таким образом мы потеряем каплю за каплей свою веру, и тогда и мы погибнем.
В сегодняшний  день поминается Церковью святой Иоанн Лествичник. Из его Лествицы  — книги,  по наименованию которой и назван этот преподобный -  хотелось бы рассмотреть первую ступень.  Первую ступень восхождения в добродетелях на вершину благодатного присутствия Бога в нашей душе, на вершину добродетели. И хотя слово Иоанна Лествичника, прежде всего, направлено к монашествующим - и нам, людям, живущим в миру, есть чему здесь поучиться.  Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на  то, каким образом преподобный Иоанн именует нас. Он говорит: «непотребные – это те, которые, хотя и удостоились крещения, но обетов, данных при оном, не сохранили как должно». И действительно, мы — рабы непотребные. Мы,  к сожалению, не сохранили чистоту, которую дал нам Господь  в Святом Крещении. А значит,  у нас есть повод для покаяния;  значит,  мы должны, осознавая свое непотребство, помнить, что и для нас возможно  спасение  — и об этом далее продолжает преподобный  Иоанн. «Всех  одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных,  юных и престарелых». Господь каждому из нас дает возможность спасти свою душу, к  каждому из нас стучится в наше сердце -  значит, от  нас зависит,  принять Бога или нет, спасти душу или нет. И далее повествует о людях,  которые немощны и которые забыли Бога: «Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной, и о Творце своем Присносущном промышляющее, как о несуществующем». Хотя мы и веруем Господу, но если мы посмотрим на свою жизнь вне храма, вне этих нескольких часов службы, то правда -  Бог не занимает в нашей жизни первого места,  а раз нет - значит, в какой-то момент жизни Бог для нас как бы не существует. А вот христианин,  как говорит Иоанн,  есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во святую Троицу. Вот, к сожалению,  мы не можем сказать, что таким образом живем,  но Слава Богу, что у нас есть время и возможность  исправиться и измениться. Сложно спасти душу свою, не имея наставника,  и об этом преподобный Иоанн говорит: «по гнилости ран потребен нам и врач весьма искусный». Без наставления, без чтения духовных книг сложно спастись человеку, особенно в нынешнее время, когда, проживя часть жизни без веры в Бога, без Церкви, человек не всегда может понять, что есть дело Божие, что есть дело человеческое, то есть в чем суть христианства, Православия -  а что есть язычество. И как часто люди заблуждаются между тем или иным,  принимая на веру измышления человеческие, которые не есть дело Божие. Эти суеверия, эти мнения погибельны, потому что они есть вера ложная. Поэтому чтение духовных книг,  слушание наставлений священников помогают человеку идти путем правильным, путем спасительным, и этот путь нелегок. Далее продолжает преподобный  Иоанн:  «покусившемуся с телом взойти на небо, потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби, особенно в самом начале отречения». Конечно, для монахов  это ближе, однако монаху ли, мирянину ли  -  все равно требуется  отречение от своей страстной жизни, от своих привычек, которые неполезны и погибельны. И действительно -  понуждение к добродетелям, понуждение  к христианской жизни, понуждение к воздержанию  — это первейшая необходимость на пути ко спасению. И когда душа, предательствуя сама себя, погубит блаженную и вожделенную теплоту, тогда пусть исследует прилежно,  по какой причине она ее лишилась, и на эту причину да обратит весь труд свой и все прилежание, ибо  прежнюю теплоту нельзя   иначе возвратить, как теми же дверьми, которыми она вышла». О чем здесь говорит преподобный Иоанн? О том, что неизбежны на пути ко спасению различного рода грехопадения. И когда мы падаем, согрешаем - лишаемся Божией благодати, лишаемся теплоты сердечной,  и душа это чувствует. Только лишь прилежным исследованием, по какой причине это с нами произошло, и исправлением своей греховной жизни, того поступка, который нарушил в нас жизнь благодати Божией, изгнал Божию благодать из нашего сердца,  мы можем, исследовав,  покаявшись,  исправить это. Если же мы остаемся в таком нечувствии, тогда мы не спасаемся. Царство  Божие внутри нас, а раз внутри нас Царство Божие, тогда  и действие Божией благодати должно быть заметно. Уныние, нечувствие, леность -  это знак того, что грех возобладал вновь в нашем сердце;  это знак того,  что мы вновь погубляем свою душу,  вновь погибаем. И преподобный Иоанн учит нас, как нужно исправляться. Нельзя, начав путь ко спасению,  потом вновь вернуться ко греху. И вот постепенно этот путь таким образом описан преподобным Иоанном:  «Оставивший мир ради воздаяния   подобен мельничному жернову, который всегда одинаково движется, а исшедший из мира по любви к Богу  в самом начале приобретает огонь, который, быв ввержен в вещество, вскоре возжет сильный пожар.».  Вот таким образом должна быть наша жизнь. И  когда происходят какие грехопадения, когда происходит какое такое разделение, мы вновь должны исследовать  свое сердце и в покаянии исправлять свою жизнь. И вот в конце своего Слова преподобный  Иоанн  говорит уже не только о монахах,  хотя и эти слова  применимы к нам, но уже и о людях, живущих в миру.  «Человек неженатый, а только делами связанный в мире,  подобен имеющему оковы на одних руках; а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию»  Таким образом, он говорит о том, что монашество -   это тот путь, который легче, потому как человек не связан никакими земными мирскими  обязательствами. «Женатый же подобен имеющему оковы на руках и на ногах.». Действительно, это так. Но кому больше честь -  тому ли, кто, будучи совершенно свободным, избрал путь, или тому, кто был понуждаем этими же оковами на руках и ногах, и  все же последовал со Христом?  Кому легче идти -  путнику, путешественнику или же арестанту в кандалах и цепях?  И если мы, связанные  житейскими и семейными обязательствами,  следуем за Христом, то не больше ли нам награда на небесах? Если же не больше -  то и не меньше. Мы чтим святого  праведного Иоанна Кронштадтского -  вот человек,  связанный и семейными, и житейскими  узами, однако его величайший подвиг,  его путь ко Христу не сравним с многими  его современными подвижниками, монашествующими,  а значит,  и наш путь ко спасению, если мы  будем стремиться идти ко Господу, спасителен, полезен и принесет большой плод. Преподобный  Иоанн  в окончание говорит: «Некоторые люди, нерадиво живущие  в мире, спросили меня: «как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» И преподобный  Иоанн, который  всю свою жизнь посвятил монашеству и превозносит монашеский путь как наиболее спасительный,  учит следующему: «Все доброе, что только можете делать  -  делайте,  никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосердны, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части, и будьте довольны женами вашими. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного». Мы пока так не живем,  но мы знаем, что  надо так жить. Мы знаем, какими нужно быть. Нужно запомнить -  ни перед кем не возноситься, не лгать, делать добрые дела, к нуждающимся быть милосердным,  и вот тогда наш путь будет путем спасительным. Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание, чтобы при помощи духовных отцев  и собственным рассуждением избрать приличные места и образы жизни, пути и обучения.  У каждого свой путь, но на каждом пути нужен наставник, нужен пастырь, нужно не оставлять церковных собраний  -  и тогда наш путь будет спасительным.  Не для всех путь монашеский есть путь, заповеданный Господом. Но для каждого христианина, для каждого из нас путь ко спасению -  это есть тот путь, без которого невозможно это спасение. И вот, услышав эти избранные слова из первого слова о спасении,  из Лествицы преподобного Иоанна,  задумаемся над своей  жизнью и, осознав  собственную греховность, продолжим дни поста, помня, что вера наша будет укрепляться постом и молитвой; помня о том, что и апостолы, пока не укрепили себя постом и молитвой, не могли совершать чудотворений, на которые были призваны самим Господом. Будем помнить, что маловерием и апостолы предали Христа: и Иуда не выдержал искушения -  опять же, по маловерию своему, и Петр отрекся  Христа по слабости и маловерию своему, и прочие апостолы разбежались по маловерию. Но затем  они укрепили себя молитвой, и Господь пришел и обновил их.
В эти дни  Евангелие напоминает нам о том, что скоро мы будем   воспоминать страшные события, когда был распят Христос. И последние слова Евангелия говорят нам: «Ибо учил своих учеников и говорил им,  что Сын человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его и по убиении в третий день воскреснет» Воспоминая эти события, уже сейчас задумаемся, какую великую жертву принеc  Господь ради спасения нас всех. Аминь.
 протоиерей Андрей Ефанов http://pomogi-delom.ru/belief/propoved/lestv