В праздник преподобного Макария Унженского епископ Иларион возглавил праздничное богослужение

7 августа, в день памяти преподобного Макария Унженского, епископ Кинешемский и Палехский Иларион совершил Божественную литургию в Макарьевском храме с.Сёготь Пучежского района.далее...

6 апреля 2014 г.

"Только те, кто трудятся, могут наследовать Небесное Царствие"


В день памяти преподобной Марии Египетской мы слышим Евангелие, в котором Господь повествует о том, что ждет Его, говорит о тех страданиях, которые понесет Он ради спасения человеческого рода. 
Апостолы слушают Его. И вот 2 тысячи лет прошло и ничего не изменилось среди людей. Как сейчас, так и в те времена есть люди, которые видят только одну часть - ту часть повествования, которая близка их сердцу, которая понятна им. Апостолы Иаков и Иоанн услышали из слов Господних начало и конец; конец о том, что в третий день воскреснет Господь, о том, что взойдет Он во славе и будет царствовать в Царствии Небесном.
И вот подошли они ко Христу и говорят : «Сделай так, Господи, чтобы один из нас, во Славе Твоей, был справа от Тебя, а другой слева».
Господь Иисус Христос - совершеннейший Бог, однако же, также и во всей полноте человек. И как, наверное, больно было Господу, когда ученики Его, которые уже несколько лет следовали на Ним, слышали ежедневно его слова и поучения, из всего этого сделали вывод о том, что не нужно заботиться о земном. Но они не сделали вывод о том, какими нужно быть в Царствии Небесном, не сделали вывод и о том, какими трудами это Царствие Небесное берется. А то, что именно трудами берется Царствие Небесное, мы знаем из Писания. И только те, кто трудятся, могут наследовать Небесное Царствие.
Господь спрашивает у своих учеников: «Вы можете испить ту чашу, которую я пью или креститься крещением которым я крестился?» (говоря о страданиях, которые предстоит перенести Ему в Иерусалиме). Не известно, поняли ли апостолы, о чем идет речь. То ли о чаше страданий, или об обычной чаше. Но они ответили : «Можем».
И вот здесь Господь показал в своем ответе, что не Бог решает, будем ли мы спасены или нет. Он говорит о том, что чашу они могут испить, но кому какое место уготовано в Царствии Небесном, «не от Меня зависит».
Действительно, не от Бога это зависит, это зависит прежде всего от нас самих, от того, насколько мы захотим быть с Богом. Чем больше в нас любовь к Богу, чем больше в нас стремление жить по заповедям Божиим, чем глубже наша вера, тем полнее Господь может войти в наше сердце. А, войдя в наше сердце, он может обновить его. И тогда мы удостоимся пребывать рядом с Богом. Потому что уже не рядом с Богом мы будем прежде всего, а в Боге. Это и есть полнота Царствия Небесного - та полнота, к которой призваны мы все. Но реализовано это лишь теми людьми, которые жизнь провели в творении добрых дел, в молитве, во исполнении Божиих заповедей.
Сегодня мы воспоминаем преподобную Марию Египетскую, святую, которая начало своей жизни прожила в грехе, в блуде. А затем оставшуюся жизнь провела в покаянии в пустыне. Зачем она ушла в пустыню? Потому как не видела другого способа спасти душу свою.
Она понимала свою немощь, видела свою греховность, осознавала, что иным образом она не может спастись. И она отказалась от всех земных благ и удобств ради того, чтобы жизнь свою посвятить молитве. Видя, что она не может спасаться среди людей, она удалилась в пустыню и стяжала великую благодать у Бога.
Можем ли мы удалиться от людей, если в нашем сердце есть страсть? Любая страсть — блуда, гнева, осуждения, зависти - которая губит нашу душу? Не всегда нужно удаляться в пустыню, потому что не всегда на это есть Божие благословение, не всегда это полезно для нашей души.
Но в нашем сердце должна образоваться такая пустыня, в которую только тогда можем пустить кого-то, когда мы изменимся и исправимся. То есть, прежде всего, нужно следить не за тем, какие плохие, немощные или слабые люди окружают нас, но за тем, что мы сами не можем жить в мире с людьми, что мы хуже других, что мы неправильнее других, что наша жизнь неполноценна, что именно мы ущербны, а не нас окружающие люди.
Да, порой кажется, что нас окружают лжецы, хищники, пьяницы, жестокие неправедные люди. Но, если мы внимательно посмотрим на свою жизнь, внимательно вглядимся в свое сердце , мы поймем, что мы еще хуже, что мы совершенно погрязли в грехе.
Господь не всегда отделяет грех «совершенный» от греха, о котором мы всего лишь помыслили. Например, Господь говорит, что посмотревший с вожделением на женщину, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. А кто может сказать, что от такого рода блуда чисто его сердце? И, если продолжим аналогию, то что мы увидим? Каждый, кто позавидовал богатству другого, уже грабитель, потому что он пожелал себе иметь такое же. Каждый, кто осудил кого-то - уже стал неправедным судьей, потому что единственно праведным судьей может быть Господь. Мы же этого права не имеем — значит мы хуже даже тех судей, которые неправедно судят. Ибо мы власти этой не имеем, а в сердце своем совершаем суд.
Мы любим ругать власти, но достойны ли мы тех властей, которые есть? Порой мы и их недостойны. Почему недостойны их? Потому что во власть чаще приходят лучшие люди, люди, получившие хорошее образование, из хороших семей, имеющие определенный богатый запас знаний, часто более нравственные, нежели мы. Однако же наши грехи, наш образ жизни развращают этих людей и эти люди порой начинают грешить больше нас, но - делом, а мы мыслию превышаем их во грехах. Потому что мы сами избираем эту власть и ее осуждаем. Идем на выборы и не верим в результат выборов, в честность этих выборов. Разве не так?
А значит, мы живем неправедно и единственный путь ко спасению для нас - это Господь. Об этом и говорит апостол Павел, что если кровь тельцов и козлов очищала, то насколько очищает Кровь Христа. И вот Кровь Христа, как сказано у апостола, очищает совесть от мертвых дел. Что такое дела мертвые? Это те дела, которые мертвят душу, лишают ее жизни, лишают ее вечной жизни в Боге. Ведь только с Богом, только лишь через жизнь во Христе мы можем приблизиться ко спасению. И только лишь, причащаясь Святых Христовых Тела и Крови, мы можем обновить и очистить свою душу, очистить ее от мертвых дел.
И, в заключение, хотелось бы вновь вернуться к Евангелию. Господь говорит: «…Кто хочет быть старшим, да будет рабом». Если мы к своему начальственному положению, пускай и не высокому, относимся как к служению; то мы должны во всем быть унижены сами собой перед теми, кому мы служим. Ведь как хорошо сказано о властях, что они слуги народа; они об этом забывают, но они не слышат Евангелия, а мы слышим. Так будем рабами и слугами для тех, над кем мы стоим. Если же у кого-то нет таких людей, если кто-то не несет ответственности за других, то возблагодарим Господа, что Он не дал нам такой ноши. И пусть сердце этого человека преисполнится любви к ближнему. Сердце же начальствующего будет не только исполнено любви, но и милосердия во всей полноте. Чтобы никого не обидеть, чтобы никого не оскорбить. И тогда мы будем с Богом, и тогда Господь поселится в нашем сердце…, и тогда мы будем одесную и ошуюю от Престола Божия. И тогда и мы войдем в число спасенных, в число тех людей, которые своей жизнью, своей верой, своими делами засвидетельствовали истины Божии.  Господь, войдя в наши сердца, обновит их и мы станем святы.
Дай Бог, чтобы это произошло, и мы действительно стали святы. И тогда мы с Богом, и со всеми святыми, и с преподобной Марией, которую мы сегодня воспоминаем, станем славить Отца, Сына и Святаго Духа. И это прославление будет в радость сердцам нашим. Аминь.
 протоиерей Андрей Ефанов