Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

24 января 2016 г.

Особенности и содержание возрождаемых традиций в Макариев-Решемском монастыре

Доклад игумении Феофании (Губайдулиной) на II Рождественских епархиальных образовательных чтениях Кинешемской епархии.

Макариев-Решемский монастырь, по преданию, был основан великим русским святым преподобным Макарием Желтоводским и Унженским предположительно в конце 14 века на берегу Волги, под горой, близ слободы Решма. За время своего существования обитель имела очень скудные источники содержания. В Смутное время, в 1609 году, подвергалась вместе со слободой нападению польских захватчиков, беспощадно опустошавших огнем и мечом приволжские города и селения, и пришла в совершенный упадок. Жители слободы, глубоко почитавшие преподобного Макария и по молитвенным прошениям к нему получившие чудесную помощь и избавление от врагов, в чувстве признательности и благодарности возобновили Макариеву обитель, перенеся ее на верх горы. Пустынь наполнилась боголюбцами, желающими посвятить свою жизнь Богу. Настоятелями же ее в большинстве случаев поставлялись иеромонахи из числа братии Кривоезерского монастыря, отличавшегося высоким духовным устроением и хорошо налаженным хозяйством.

Из исторического описания Макариев-Решемского монастыря издания 1904 года (автор-составитель И. Баженов) вполне можно составить представление о жизнедеятельности монастыря и, в частности, его насельников. Например, известно, что в часовне, устроенной костромским купцом К. Брюхановым на пристани, монастырской братией совершались молебны во время десятиминутной остановки у монастыря пароходов Общества "Самолет". Когда в 1901 году мужской монастырь был преобразован в женский и настоятельницей его стала опытная в духовном и хозяйственном отношении игумения Досифея, обитель преобразилась и расцвела. Сестры монастыря продолжили традицию молебного пения для пассажиров останавливающихся у монастыря пароходов. Обитель просуществовала до закрытия ее советскими властями в 1927 году.
Прошло около семидесяти лет, прежде чем монашеская жизнь в Решме возобновилась. Правда, уже на новом месте, так как от старого монастыря, можно сказать, почти ничего не осталось. Прежде в обители насельниц было более ста человек, в настоящее время в монастыре подвизается шесть монахинь, две инокини и три трудницы на испытании. Пристани обитель не имеет по причине невозможности причаливания суден в данном месте из-за рельефа дна. Да и пассажирские теплоходы на Волге сейчас редко увидишь. Однако монастырская традиция встречать пассажиров теплохода все же не умерла. Она продолжается, правда, с несколько другим духовным наполнением.
Все началось 5 лет назад, когда наш монастырь посетили сотрудники Кинешемской турфирмы "Гелинген" и предложили нам проводить экскурсии для пассажиров фирменного теплохода. Нашли и место для причаливания сравнительно недалеко от монастыря. Получив благословение Владыки, с Божьей помощью мы начали постепенно осваивать новое дело. За время работы с турфирмой четко определился порядок проведения экскурсий, о дне и часе которых ее сотрудники нас заранее извещали. Сестры встречают гостей у причала, ведут в монастырь и по дороге начинают рассказ об истории монастыря и села Решма. Рассказ продолжается рядом с храмом, и затем сестры вводят экскурсантов в храм, где их встречает священник и проводит с ними небольшую беседу.
Но надо сказать, что по нашим наблюдениям большинство приезжающих не являются церковными людьми. Это обыкновенные туристы, и некоторые из них впервые переступают порог храма. Люди оказываются в совершенно новой и непривычной для них обстановке, поэтому с нашей стороны требуется определенная доля не навязчивого, но внимательного отношения и доброжелательного участия для того, чтобы благорасположить их, ознакомить и, по-возможности, заинтересовать жизненно важными вопросами духовно-нравственного характера: вопросами об отношении к временной жизни, ее смысле, ее цели в свете христианского вероучения, ее роли в определении вечной будущности, о спасении души. Часто экскурсионный рассказ переходит в беседу, ответы на вопросы гостей, порой нелепые и смешные. В целом наши гости остаются удовлетворенными приемом, тем более что окружающая природа, красота волжских просторов и монастырская трапеза из ухи и блинов удачно дополняют их визит. Практически всегда на прощание мы слышим горячие слова благодарности и обещание приехать еще раз, что некоторыми из них выполняется, и не однажды. Самый важный, на наш взгляд, итог этих встреч - это то, что у людей разрушается отрицательный стереотип, сложившийся в последнее время относительно Церкви и церковных служителей.
В прошлом у стен Макариев-Решемского монастыря на празднование памяти преподобного Макария (25.07 / 07.08) ежегодно проводилась трехдневная ярмарка наподобие известной Макарьевской ярмарки у Желтоводского монастыря. У обители даже имелись свои торговые лавки, которые монахи сдавали в аренду торговцам и имели от этого небольшой прибыток. На ярмарку из соседних городов и селений наезжало порядка полторы тысячи подвод. Торговали сельскохозяйственными продуктами, скотом, изделиями сапоговаляльных и ткацких фабрик. Начиналась ярмарка с праздничного богослужения в монастырском храме и молебна преподобному Макарию.
В постсоветское время местные жители ко дню памяти преподобного Макария приурочили празднование так называемого Дня села. Проводили его на сельском стадионе, который до сих пор местным населением зовется "монастырским огородом" (таковым он в свое время и являлся). Этот год, 2015-й, замечателен тем, что произошло сближение монастыря и сельской администрации, а до этого каждый жил как бы сам по себе. Возможно, помог Преподобный; возможно, дали плод наши молитвы о людях, которые руководят селом и районом (их имена давно вписаны в монастырский синодик). В этом году история села и монастыря, который неразрывно связан с ним, стала конкретно интересовать руководителей села. Мы не раз встречались с ними, делились всем, что собрали интересного по этому вопросу. Приближался праздник преподобного Макария, а, значит, и День села, и руководство решило изменить его статус – максимально приблизить к традиционно проводимой прежде ежегодно Макарьевской ярмарке. Для сего была очищена и выровнена территория у стен нынешнего монастыря, когда-то и впрямь являвшаяся сельской площадью, сооружена деревянная сцена, устроена детская площадка, поставлены красочные ярмарочные лавки. 7 августа в монастырском храме была отслужена праздничная литургия, которую возглавил Преосвященнейший владыка Иларион. А 8 августа священник и сестры обители были приглашены для совершения молебна и освящения ярмарочных рядов, после чего, под звон колоколов, Макарьевская ярмарка торжественно открылась и положила начало своему возрождению. На ярмарке присутствовали руководители района и села; так же, как и прежде, приехали со своими товарами жители близлежащих городов и сел. Правда, товары их заметно отличались от тех, что были на ярмарке век назад. Ворота монастыря и двери храма в эти дни были открыты для всех желающих посетить монастырь, приложиться к мощам преподобного Макария, помолиться в церковной тишине.

Кроме того, у нас появилась еще одна точка соприкосновения с местной администрацией – совместное решение вопроса о создании краеведческого музея, в помещении которого одна из комнат отводится для экспозиции по истории Макариев-Решемского монастыря. Что для нас особенно значимо: музей будет расположен на первом этаже здания сельской администрации. Когда-то оно принадлежало монастырю и являлось сестринским корпусом.