Ваше Преосвященство!
Досточтимые отцы, братия и сестры!
Наше
духовенство знает, что духовное окормление
казачества имеет свои особенности. Как
уникальный этносоциальный феномен
казачество обладало множеством традиций,
лучшие из которых по праву считаются
ревностное и жертвенное служение
Отечеству, безусловное преданность
Православию. Эти же качества казаков
сделали их мишенью для богоборческой
Советской власти.
Как и сама
Церковь, это воинское сословие в ХХ веке
подверглось жестоким репрессиям. Как
и Церковь, их не уничтожили. Сегодня в
современной жизни казачьи традиции
пробивают себе дорогу. Мы с вами видим,
как часто попираются в окружающей нас
действительности Божьи заповеди. Поэтому
наша крепкая православная вера – это
та основа, на которой должно возрождаться
казачество. Будем молить Господа, да
поможет он нынешним казакам бережно
возрастить и сохранить все лучшее, что
было с казачеством в прошлом.
Работа Отдела
строится на основе указаний Митрополита
Иваново-Вознесенского и Вичугского
Иосифа и Епископа Кинешемского и
Палехского Илариона, а также методических
рекомендаций Синодального комитета по
взаимодействию с казачеством.
Очень важна
методическая работа – живой обмен
опытом. За 2015 год представители Отдела
участвовали в трех казачьих кругах
(г.Пучеж, с. Елнать и г. Кинешма). И мы
отчетливо видим, что результатом нашей
работы становится увеличение
взаимопонимания между реестровыми
казаками и неформальными объединениями.
Неформальные объединения будут
существовать. Они действуют вместе с
реестровыми казаками. Такой союз по
праву можно назвать «тыл и скрытый
резерв» нашей страны.
Главным в
деятельности казаков и священнослужителей
является последовательное претворение
в жизнь принципа «казак без веры не
казак». Нелишне было бы напомнить, как
объяснил этот тезис глава Синодального
комитета по взаимодействию с казачеством
Владыка Кирилл: «Принимая присягу на
Кресте и Святом Евангелии, казак должен
знать и разделять веру своих предков,
что всегда составляло основу их жизни
и служения. Являясь главой своей семьи
казак обязан прививать казачьи традиции
в своем семейном кругу – малой Церкви,
приобщать подрастающее поколение, своих
детей, к вере православной и традиционной
отечественной культуре. Это означает,
что казаки должны жить в венчанном
браке, дети – крещены и посещать
воскресные школы при приходах. Казаки
призваны еженедельно посещать храм
Божий, как правило, по воскресным и
праздничным дням, знать главные молитвы,
прочесть Евангелие…» Общехристианский
долг должен в вере расти. Потому что
если мы не гребем против течения, оно
неумолимо нас сносит вниз.
От казаков
священники ждут поддержки, посильной
помощи в организации учебного курса
«Основы православной веры» и курса
«История казачества» в образовательных
учреждениях. На местах священнослужители
нередко сталкиваются с практикой
выхолащивания основной идеи преподавания
этих дисциплин. Многие из казаков
по-разному трактуют казачьи традиции,
основываясь на своем опыте. Мы благо
должны нести для становления казачества
как сословия. И у казаков и священнослужителей
наше соработничество — это не столько
служба, сколько образ жизни казака и
образ жизни священника. Неоценимую
помощь в приходской жизни казаки
оказывают в качестве дежурных по храму,
в том числе во время торжественных
служб, а также в качестве хоругвеносцев.
При этом надо отдавать себе отчет в том,
что все они работающие люди. Тем не
менее, они находят время, помогают в
жизни храма, и это обстоятельство
оказывает большое дисциплинирующее
влияние на всех окружающих.
Новое послушание
возложили мы на казаков, знакомых с
военной деятельностью, – преподавать
в воскресных школах при храмах. В
частности, проводить занятия по теории
и практике военного дела. Например,
передавать опыт по боевой подготовке,
начиная с 14 лет учить стрелять в тире.
За 2015 год проведены вторые летние
Общеепархиальные сборы с молодежью в
с. Жарки Юрьевецкого благочиния и
традиционные девятые летние сборы с
кадетами Иваново-Вознесенского Морского
Кадетского Корпуса имени адмирала
Невельского на учебно-спортивной базе
Николо-Тихонова Лухского мужского
монастыря. Теперь у нас большой наплыв
желающих участвовать в этих сборах.
Мы, как никто,
знаем и понимаем, насколько важен обмен
опытом особенно при работе в среде
казачества, становление которого
является одной из ключевых целей, стоящих
перед государством, Церковью и обществом.
Казаки – это защитники веры, поэтому
возрождение казачества напрямую связано
с задачами по возрождению на Руси былого
величия Православия и Церкви как столпа
и утверждения Истины.
Укажем на
существующую в данный момент проблему
координации между казачьими духовниками.
Казачье войско может занимать территорию,
включающую до десяти и более епархий.
Отсюда возникает проблема взаимодействия
войскового священника и казачьих
духовников других епархий или даже
митрополий.
Синодальным
комитетом были подготовлены методические
материалы «Основные направления
духовно-просветительской работы в
казачьих обществах». Цель —
духовно-нравственное, гражданско-патриотическое
и семейное воспитание среди членов
казачьего общества, основанных на
православных культурно-исторических
традициях Отечества.
Мы чаще всего
взаимодействуем именно с реестровыми
казачьими формированиями, потому что
с ними проще наладить контакт. Однако
не ставим перед собой различия в деле
воцерковления между реестровым и
общественным казаком. И тот и другой
является членами паствы церковной. Во
взаимоотношении с российским казачеством
существует, как ни печально, некоторая
инертность казаков в вопросах
воцерковления. Мы призываем атаманов
способствовать проведению постоянной
просветительской работы с казаками.
Мы можем
утверждать, что сегодня казачье
духовенство формируется как общественный
институт. Важным моментом в вопросах
взаимодействия казачества и Церкви
является процесс координации совместной
работы атаманов и духовников. Зачастую
получается, что в силу физической
занятости атамана «пробуксовывает»
решение многих вопросов технического
и организационного плана. Поэтому
позиция Синодального комитета основывается
на том, чтобы в каждом казачьем обществе,
вплоть до хуторского, был назначен
заместитель (товарищ) атамана по
взаимодействию с Церковью. Мы уверены,
что если это будет сделано, и назначены
на эту должность будут не случайные
люди, а воцерковленные казаки, многие
вопросы совместной работы можно будет
эффективно решать в кратчайшее время.
В качестве примера можем указать на
организацию крестного хода Казачьего
общества «Спас» г. Москвы (казак Сергий
Калеков) с иконой Пресвятой Богородицы
«Донская»/ «Успение» из Патриаршего
подворья (Сокольники) г. Москвы в
Николо-Тихонов Лухский монастырь. Икона
была написана по благословению Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла к 630-ти
летию Куликовкой битвы, освящена
митрополитом Ставропольским и
Невинномысским Кириллом (председателем
Синодального Комитета по взаимодействию
с Казачеством) в Донском монастыре и
участвовала в крестном ходе на поле
Куликово. На всенощное бдение под
праздник Успения Пресвятой Богородицы
(2015г.) икона прибыла в обитель и пребывала
в ней до праздника Покрова Божией Матери.
Каждый день перед иконой читался братией
акафист Успению Пресвятой Богородицы.
Казаки и братия монастыря трижды обносили
крестным ходом икону вокруг обители (в
день Успения Пресвятой Богородицы, на
Крестовоздвижение и на Покров).
Свою
перспективную деятельность Епархиальный
Отдел по взаимодействию с казачеством
видит в организации молодежного казачьего
движения на учебно-спортивной и конной
базе Николо-Тихоно-Лухского Монастыря.