Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

11 мая 2015 г.

Вопросы священнику: Правда ли, что Феврония насильно женила на себе муромского князя Петра?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, руководитель Информационного отдела Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов
Не совсем понимаю житие Петра и Февронии, подскажите, пожалуйста. По сути Феврония насильно женила на себе князя — в обмен на лечение, разве это правильно?

Efanov-smallМы достоверно знаем, что святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония, чьи мощи пребывают в Муроме, реальные личности. Но это не значит, что все, что связано с именами этих святых, абсолютно достоверно. Ведь между их смертью и написанием жития — более 300 лет. За это время реальные события из жизни святых успели превратиться в народный фольклор. Именно потому, что рассказ священника Ермолая о Петра и Февронии Муромских не соответствовал каноническому стилю житий святых, он не был включен в жития святых (Великие четьи-минеи святителя Макария).
Причина этому заключается в том, что агиографическая литература составлялась под влиянием человеческого фактора. Редко жития святых писали святые, чаще же всего это были современники святого, не всегда просветленные Духом Святым. Это не значит, что житиям святых не место на книжной полке христианина, просто надо понимать, что книги, повествующие о святых, не избавлены от человеческого фактора, могут содержать субъективные мнения и легенды.

Было ли в действительности событие исцеления князя Петра Февроньей и произошло ли оно так, как описано у Ермолая? Сейчас нельзя ответить на этот вопрос. Даже если это и произошло, то не значит, что надо подражать данному поступку. И святые ошибались, совершали в своей жизни грехи. Важно другое, что, проживя благочестивую богобоязненную жизнь, благоверные князь и княгиня сподобились к концу жизни особой благодати Божией и именно эта их верность Богу и друг другу является примером для всех нас.