Новый сайт Кинешемской епархии

С 8 апреля новости публикуются на новом сайте Кинешемской епархии
ПЕРЕЙТИ НА САЙТ

7 марта 2016 г.

Вопросы священнику: Пристрастное отношение к духовнику. Что делать?

На вопросы читателей журнала ФОМА отвечает секретарь Епархиального Совета, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов

Добрый вечер. Помогите, пожалуйста разобраться в сложившейся со мной сложной ситуации. 
Я женщина, мне 30 лет,  замужем, детей пока нет, счастлива в браке, люблю и любима мужем.
Я новоначальная. Меньше года хожу в храм, постепенно приобщаюсь к Таинствам. Немного изучаю Святоотеческую литературу. Просила в молитве у Господа духовного отца, спустя полгода у меня появился священник, к которому я регулярно  (раз в неделю) хожу на исповедь. В моей душе было хорошо и спокойно, я ощутила значительный духовный рост благодаря этому священнику. Он помогает мне быть лучше, духовно меняться, быть мирной, радостной. И вдруг что-то резко и незаметно для меня изменилось. Изменилось мое отношение к нему: стало слишком личным, душевным, переходящим границу. Блудных помыслов нет, безнравственных чувств тоже. Но «накатило» какое-то страстное состояние. Оно мешает моей духовной жизни, разрушает мир в моей душе.

Душевно очень плохо. На исповеди — неприятное, страстное волнение, которое сильнее меня.  Я его осознаю, оно смешано с каким то чувством удовольствия,  но не здорового, а болезненно страстного! После исповеди иду домой и плачу, плачу каждый день, как только «накатывает», потому как чувствую, что имею все признаки зарождающейся болезни — перед умственным взором стоит лицо священника или его слова. Меня измучило это внутреннее состояние.
На последней исповеди священник задал мне вопрос-испытываю ли я страстное отношение к «некоему священнику», я растерялась, так как не понимала, что именно со мной происходит. Сказала — не знаю, но каюсь. Его вопрос указал мне направление, как понять что же со мной происходит.
Изучила немного в литературе — поняла, что это искажение в моей душе, это страсть, которая сильно искажает восприятие действительности. Это серьезная «трещина» в моей душе.
Решила ходить на исповедь реже-раз в две недели, думала, может, пройдет — не прошло.
Поняла, что, идя в храм, иду к человеку, а не к Богу.
Молюсь, прошу у Господа укрепить, дать силы в борьбе со своими страстями — помогает на время, но состояние «нападает» вновь и вновь.
Изучив масштабы происходящего со мной, думаю, что мне со всем этим делать?
Подскажите, мне лучше не ходить теперь к этому священнику? Или даже в этот храм? Теперь вообще боюсь, вдруг я пойду в другой храм, и со мной случится тоже самое.
Получается, я просила у Господа духовника, получила его… и оказалась к этому не готова. Для меня это очень тяжелая и серьезная ситуация, буду благодарна Вам за любую информацию и мнение.
Простите меня, если я была в чем-то некорректна.
Вот что нашла:
«Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками своими в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастием. Пристрастие делает любимого человека кумиром — от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела, как благовонное курение, разносимое сильным вихрем или заглушаемое вонею смрадною. Не давайте в сердце вашем места никакому кумиру». Святитель Игнатий Брянчанинов

Efanov-smallТо, что Вы заметили эту проблему и достаточно правильно смогли ее оценить, это, несомненно, милость Божия и свидетельство того, что Вы на правильном духовном пути. Чаще всего душевредную экзальтацию принимают как нечто должное или даже сверхдолжное, приписывая душевным чувствам действие благодати. Остается только победить страсть, проявившуюся таким образом.
Прежде всего, не нужно менять своего духовника. То, что он заметил Вашу проблему, — уже хорошо. Но еще лучше, что ему хватило мудрости не культивировать страсть, а обозначить ее как проблему. За такого духовника надо держаться всеми силами, исполнять его наставления. Может быть, на какое-то время есть смысл реже общаться с батюшкой, может, даже есть смысл сменить на время приход. Но делать это надо с совета духовника, а не самостоятельно. Иначе страсть на будет побеждена, она просто на время утихнет, чтобы затем, спустя некоторое время, проявиться в другом качестве, но не менее душевредно.
Вам повезло. Вы обрели духовного наставника и Вы можете трезво оценивать свои духовные и душевные проблемы. А значит, Вы способны к серьезной духовной работе. И надо приумножать этот талант, данный Вам от Бога.

Храни Вас Господь!