Официальный сайт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
С 29 ноября по 2 декабря в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве прошел Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.
перейти на сайт Собора

6 января 2014 г.

Рождество Христово

Темная декабрьская ночь. От холода жители Вифлеема и многочисленные гости укрылись в теплых домах. И лишь Спасителю мира нет места в доме. Пречистая Дева Богородица со своим обручником Иосифом нашли ночлег в пещере для скота. 
Именно в этом скромном Вифлеемском вертепе благоволил Богочеловек родиться в наш грешный мир. И вот уже больше двух тысяч лет место Бога – на задворках нашей жизни, а не в центре всего нашего существования, как должно было бы... Христос родился! И лишь далеким восточным волхвам и малограмотным пастухам открывается эта тайна. Волхвам – потому как они искали надмирной мудрости, того, что превыше всех прелестей и соблазнов мира. Пастухам – потому что они, проводя большую часть своей жизни в единении с природой, сохранили естественную простоту и чистоту.

Прочий же мир с его быстротечной славой, блеском золота и призрачными мечтаниями оказался недостоин познать Христа. Недостоин – потому что неспособен за своими туманными влечениями увидеть главное – для чего мы живем, Кто создал этот мир и для чего Он это сделал. Постоянно сменяющиеся декорации театра абсурда не дают человеку остановиться, задуматься о главном, решиться переменить себя, оставить все и следовать за Богом.
О чем нам, христианам, полезно подуматьв день праздника Рождества Христова? Давайте задумаемся о том, что в нас, к сожалению, нет ничего того, что могло бы способствовать сопричастности этому великому празднику. В нас нет мудрости волхвов, нет их решимости последовать хоть на край света ради того, чтобы хоть немного прикоснуться к Вечности. Нет и непосредственной простоты пастушков, готовых на веру принять Божие Откровение. Мы многое что принимаем на веру, но именно учение Церкви готовы подвергнуть самому критическому анализу. Не все мы такие, но, увы, большинство!
Однажды мне пришлось встретиться с человеком, видевшим Бога. Друзья этого человека уже ходили в храм, а вот он никак не мог принять на веру то, чем жили его товарищи. Валерий молился, прося даровать ему веру. Молился, и веря и не веря одновременно. И вот однажды, возвращаясь с работы через пустырь, он увидел нечто невероятное. Ему явился Господь в блистающих, расшитых крестами одеждах и сказал: «Теперь ты видел Меня, тебе нет нужды верить, ты знаешь!». Почему с нами не происходит подобных чудес? Все потому, что для нас это послужит во осуждение и в большую пагубу. Валерий оставил работу и стал священником. Не простым священником, а пламенным служителем и проповедником. Его жизнь не просто переменилась – она стала исповедничеством, подвигом ради Господа. Хотим ли мы для себя такой жизни? Готовы ли оставить все свои привычки, пристрастия, переменить свою жизнь так, как требуется от нас? Нет, увы, мы совсем не готовы к этому. Для нас христианство – лишь
часть нашей жизни, у кого-то большая, у других – малая, но мы не готовы вторить апостолу
Павлу: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Более того, нам и не хочется этого. Намного легче раз в неделю ходить в храм и час в день посвящать молитве. И это хорошо, и это принимается Богом, но это еще не полноценное христианство.
Господь пришел в мир, принося не мир, но меч. Меч, которым мы должны отсечь все то, что мешает нам стремиться к Богу. Как обрезают канаты воздушного шара, чтобы тот, обретя свободу, мог вознестись в небеса, так и мы должны отсечь свои грехи, пороки, страсти. Этот меч обоюдоострый – Слово Божие и благодать Святаго Духа. Первое поучает нас на богоугождение, второе – укрепляет на этом пути. Только тогда мы христиане, когда расчищаем себе путь в Царствие Небесное этим мечем, а не стоим, опустив беспомощно руки. Господь непременно поможет нам самим решиться сделать первый шаг.
Господь родился в наш земной мир, чтобы мы родились для вечности. Стал человеком, чтобы обожить человеческое естество. Претерпел холод Вифлеемской пещеры, чтобы мы смогли согреться в тепле Его благодати. Он проявил максимально возможное человеколюбие. От нас же Господь ожидает гораздо меньшего – всего лишь согласиться на то, чтобы Бог смог войти в наши сердца, согреть их, освятить и очистить. Это нужно не Богу, но нам самим.
Но мы все равно никак не можем найти для Бога достойного места в наших душах.
Вновь и вновь для Господа уготован лишь вертеп. Двадцать столетий Царь Небесный не имеет места, где Он бы мог приклонить главу...


протоиерей Андрей Ефанов  http://media.pravmir.ru/gazeta/03_01_2014.pdf