Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

6 января 2014 г.

У Божественных яслей

Шаг за шагом, день за днем шли мы к празднику Рождества Христова дорогой поста и, наконец, время привело нас к яслям Богомладенца.
        В эту ночь Бог открывается нам Таким, Каким человек Его не мог ни помыслить, ни выдумать. Задолго до Рождества Христова люди пытались создать себе представление о том, каков их Бог. В этих образах воплощалось все самое высокое и желанное, в них Бог велик и всемогущ. Человек не мог себе представить Его явление в образе Младенца в Вифлеемских яслях, он не избрал бы Бога обнищавшего, гонимого, в Котором, по слову пророка Исайи, нет ни вида, ни величия (Ис. 53, 2).
Возможно, некоторые из нас замечали, что когда мы просим Господа о чем-либо, Он исполняет просимое, но совсем не так, как мы по человеческому мудрованию ожидали и представляли. Вот и в Рождественскую ночь, ради того, чтобы понести грехи наши, Бог не приходит во всей Своей Силе, а становится одним из нас, принимает на Себя все наше человеческое, кроме греха. Он стал, как мы, чтобы нам быть, как Он.
        Иными словами, Рождество Христово открыло нам Бога через вочеловечившегося Христа, и мы через Него имеем знание о Боге. Рождество Христово – самый великий дар всем земнородным, которые в грехах своих настолько пали, что не могли уже своими силами подняться горе, к Богу. Тогда Бог сошел на землю к человеку и дал ему возможность обновить свое падшее естество и через единение с Богом вновь обрести свой образ и богоподобие. Он принес миру Евангелие, дал людям новую заповедь о любви к Богу и к ближнему. Он подарил нам радость, подарил богоусыновление и полную уверенность в вечной жизни.
       «Ныне не поучений время, а славословия, не наставлений, а благодарения, не предложения уроков, а изъявления радования», - говорит о Рождестве святитель Феофан Затворник, - «прославляйте же ныне богатство щедрот и снисхождения Божия. Славьте благодарно Господа и за то, что не бросил Он рода нашего и устроил ему дивный образ спасения, и за то, что к нам именно приблизил сие спасение и явил нам образцы спасенных в возбуждение ко спасению нашего духа. Ангелы велегласно прославили Бога еще только в начатках устрояемого спасения. Какими устами надо нам прославлять Господа, видя самым делом совершимшимися столько дивных дел во спасение наше!.. Пойте же непрестанно: «Слава в вышних Богу!..»  Последуем же и мы призыву святителя, прославим Родившегося Господа в наступающие святые дни, будем славить Его вечно!          

Макариев-Решемский женский монастырь