Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

4 апреля 2015 г.

Вход Господень в Иерусалим – "Осанна в вышних!"


Наш Спаситель Господь Иисус Христос воскресил четырехдневного Лазаря, и слух о чуде быстро распространился и достиг Иерусалима. Жителей города взволновало это событие, они увидели в нем знак исполнения древних пророчеств о Мессии – Спасителе израильского народа. 
И тем более уверились в этом, когда увидели, что Иисус въезжает в Иерусалим через Золотые ворота, которые с самого начала своего существования предназначались именно для Мессии, и входить ими запрещалось простым людям. Вот почему во время торжественного входа Спасителя в Иерусалим народ встречает Его как триумфатора, победителя смерти и великого чудотворца. Люди устилали Ему путь одеждами и пальмовыми ветвями и возглашали: "Осанна!", что в переводе означает "помощь", "спасение".
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя Свой горестный взор.
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата – на позор… (Иван Бунин)


Они еще не знают, что совсем скоро разочаруются в Нем. Они ожидали, что Иисус провозгласит и возглавит священную войну против римлян и освободит их, а Он, неожиданно для всех, повел себя иначе: войдя в знаменитый Иерусалимский храм изгнал оттуда торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и затем покинул город. Иисус Христос не принял роли царя, отринул земную власть, тем самым отказавшись быть таким Мессией, какого ждали евреи.


Вход Господень в Иерусалим – это добровольное шествие Спасителя на смерть, на вольную страсть – из-за нас и ради нас. У нашего современника поэта Тимура Кибирова есть пронзительные стихи об этом событии:


Их-то Господь – вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!


А наш-то, наш-то – гляди, сынок, –
А наш-то на ослике – цок да цок –
Навстречу смерти своей.


А у тех-то Господь – он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.


А наш-то, наш-то – увы, сынок, –
А наш-то на ослике – цок да цок –
Навстречу смерти своей.


А у этих Господь – ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Виссон, багряница, венец златой!
Вкруг трона его веселой гурьбой
– Эван эвоэ! – пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.


Но наш-то, наш-то – не плачь, сынок, –
Но наш-то на ослике – цок да цок –
Навстречу смерти своей.


На встречу со страшною смертью своей
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!


Начинается Страстная седмица, приближаются главные дни в судьбах всего мира. Господь наш Иисус Христос будет распят на Голгофском кресте, принеся Себя в жертву за спасение человечества от вечной смерти ради вечной жизни.