Патриарх Кирилл: Воспоминания о революционных событиях не должны служить поводом для распрей

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом: "История — очень удобная почва для идеологических спекуляций, создания выгодных мифов — как национальных, так и антинациональных. При работе с историей так легко уйти в лукавую трактовку, даже в мелочах. Но для честного человека ложь и лукавство немыслимы. Как же быть? Стремиться быть добросовестным при работе с фактами. Избегать домыслов. Особенно домыслов, которые не просто являются фальшивкой, но еще и способны ранить огромное количество людей, как это произошло с еще не вышедшим на экраны, но уже ставшим печально известным фильмом".далее...

10 марта 2014 г.

Начало поста - залог его пользы для души

фото сайта Ивановской митрополии
Проповедь благочинного Пестяковского округа протоиерея Игоря Иудина в четверг первой седмицы Великого поста.
Сегодня четвертый день Великого поста. Очень важно правильно и строго провести эту первую неделю, чтобы нормально войти в пост. С понедельника мы служим все службы суточного круга, кроме полунощницы, поэтому желающие не только постятся, но и говеют.
Говение – это не только строгий пост, но и посещение всех церковных служб, устранение от всяких развлечений типа телевизора, пустых разговоров, пересудов. Это держание ума в Боге: читать житийную литературу, Священное Писание, молиться с земными поклонами. Очень важно научиться нам внимательно молиться. Господь внимает сердцу и уму молящегося человека, а не языку. В молитвах три момента: покаяние, прославление Бога, прошения. Они должны исходить из нашего сердца и ума. Земные поклоны помогают бороться с расхищением ума, с отвлечением внимания во время молитвы, и нужно понуждать себя на земные поклоны уже на утренних домашних молитвах.
Конечно, говеть весь Великий пост нам не по силам. Поститься – да, это обязательно надо весь пост соблюдать по Уставу. А говеть хорошо бы в первую седмицу, и страстную. Не менее 10 человек у нас постятся строго по Уставу: в понедельник и во вторник ничего не ели и не пили. В понедельник после заговения это легко. А во вторник уже труднее, немного побаливает голова, слабость небольшая, зато в среду после причастия Святых Христовых Таин, мы поели хлеба с водой – и убедились, какое это великое утешение хлеб с солью и водой! И убедились, что «хлеб сердце человека укрепит». Легкость и хорошая работоспособность. Некоторые говорят, что от строгого поста такая слабость, что ног не потащишь. Неправда! Так может говорить только тот, кто никогда по-настоящему и не постился. Сегодня в четверг едим «сурово зелие», невареные овощи, фрукты, соления. А завтра в пятницу – «варево вполсласти», т.е. без масла. А с понедельника взять себя в руки, запрограммироваться на «варево вполсласти» с понедельника до следующей пятницы. Вот и вошли в пост. Зато в субботу и в воскресение – масло, и отдых от земных поклонов! 
В конце концов, в воскресенье можно сделать послабление и посмотреть телевизор, например «Вести», но только в воскресенье. Главное – духовный пост: не раздражаться на ближних, не осуждать никого, не дерзить, не досаждать, следить за собой как бы со стороны, как за опасным человеком. Это свв. отцы называют трезвением. И вот телесный пост помогает нам соблюдать духовный пост. Если мы не научимся держать чрево «в руках», то с помыслами тем более ничего не сможем сделать, и станем пленниками похотей. Вот некоторые говорят: очень захотелось молочка, и я выпила. Всякие наши «хотяшки» и делают нас пленниками лукавого. Что нас уводит от Бога? Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Самое страшное – гордость наша житейская. Помилуй Бог нам стать, как фарисеям: вот мы постимся, вот мы молимся с поклонами – «не как прочие люди или вон как тот мытарь». Христос нас учит в этих случаях, если нам кажется, что мы чего-то доброе сделали, надо сказать себе: «я раб непотребный и сделал только то, что должен был сделать!» «Берегитесь закваски фарисейской», – учит нас Христос. Один вред нам будет от такого поста, если мы внутренне подумаем о себе, что мы чем-то лучше пьяниц и блудниц. В этом и трудность – не только строго держать пост, но и не возноситься. Радует, что в этом году нас стало больше на великом повечерии, слушателей Великого канона св. Андрея Критского. Вы убедились, что соборное чтение этого канона гораздо действеннее домашнего чтения. А нам очень важно суметь отомкнуть «заржавленные» двери покаяния, размягчить наши окаменелые сердца. Это очень трудно. Этим мы занимались в подготовительные недели, и будем заниматься во весь Великий пост. Аминь.
http://pestyakichurch.ru/